Заканчивается Великий пост и приближается праздник Пасхи. А это значит, что по всей стране будут проходить праздничные гуляния, верующие будут печь куличи, готовить пасху, красить яйца и просто наслаждаться Празником. Но очень немногие из празднующих Пасху на самом деле знают, что значит этот праздник, когда он появился и что символизируют все пасхальные атрибуты. И чтобы помочь в этом разобраться, мы расскажем об истории и сущности праздника Пасхи и его значении для верующих.
Пасха в Древнее время
Изначально традиция праздновать Пасху пошла от еврейского народа и была связана с освобождением евреев из египетского рабства пророком Моисеем. Тогда название этого праздника звучало как Песах – «проходить», в значении «избавлять», «щадить». Празднование Пасхи у евреев проходило 7 дней, которые каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. В память об исходе из Египта, в день Пасхи у евреев практиковалось ритуальное заклание в Храме однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого потом запекали на огне, и съедали полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным хлебом – мацой) и горькими травами в семейном кругу в пасхальный вечер. Этот агнец так и назывался – Пасха – и служил прообразом Спасителя и напоминанием о его грядущем приходе. Горькие травы символизировали горечь египетского рабства. Также в пасхальный вечер семья употребляла в пищу кашицу из фруктов и орехов и четыре бокала вина, а отец семейства рассказывал за праздничным столом историю об исходе евреев из египетского рабства. Хлеб, как уже было сказано, употреблялся только пресный – в память о том, что евреи с большой спешкой выходили из Египта и не успели заквасить хлеб.
Пасха в период раннего христианства
После прихода Иисуса Христа Пасха была переосмыслена и приобрела совсем иное значение. Теперь Пасха являла собой прообраз смерти и Воскресения Христа. В Писании эти изменения были описаны следующим образом: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).
Сейчас уже невозможно точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения. Например, в 2011 году дата Пасхи выпадает на 24 апреля. Слово «выпадает» выбрано не случайно. Как известно, дата празднования Пасхи не фиксированная, как у большинства праздников. И расчёт этой даты достаточно сложен.
Дело в том, что евреи жили по лунному календарю, а не по солнечному, как мы сейчас. Эти календари отличаются друг от друга на 11 дней: в солнечном году, как известно, 365 дней, а в лунном – 354 дня. Помимо этого, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки, скорректировать которые невозможно. Именно поэтому сейчас сложно рассчитать день, на который выпадет праздник Пасхи.
В Евангелии записано, что Христос был распят в пятницу 14-го дня, а вокрес 16-го дня месяца Нисана, «в первый день недели» (после субботы). В раннее христианство этот день был назван Господним, позже, у славян, стал называться воскресеньем. Сам же месяц Нисан соответствовал современному марту-апрелю.
Остро вопрос о выборе дня и торжественном праздновании Пасхи раз в году встал только к II-III веку н.э., потому что случалось так, что христиане, жившие на различных территориях, имели разные календари - и поэтому дата празднования Пасхи различалась всё сильнее и сильнее. Помимо этого, иудейская Пасха и Пасха христиан Малой Азии продолжали существовать как отдельные праздники. Исходя из сложившейся ситуации, в IV в. Церковь приняла решение, что Пасха будет отмечаться в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Период, на который может выпасть этот день, определялся как 4 апреля – 8 мая. Обязанность уведомления о выбранном дне Пасхи каждый год лежала на Александрийском епископе, который, руководствуясь специальными астрономическими вычислениями, особыми пасхальными посланиями извещал все церкви о дне Пасхи в текущем году.
Как же изменилась внешняя атрибутика праздника в период раннего христианства? В сочинениях о Пасхе различных христианских писателей (Аполлинария Иерапольского, св.Ипполита Римского и др.) говорится, что Великий пост перед Пасхой символизировал страдания и смерть Христа, а Пасха теперь называлась «Крестной». Пост продолжался до воскресной ночи, после чего отмечалось Воскресение Христово как Пасха радости, или «Пасха воскресная». До сих пор многие праздничные элементы Пасхи, сформировавшиеся в раннехристианское время, сохранились в службах Великих Четверга, Пятницы и Субботы, в особой структуре ночной службы в неделю Пасхи, в праздновании воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.
Пасха в период Cредних веков и Новое время
С VIII в., когда Рим принимает восточную Пасхалию, и в течение 500 лет Пасха празднуется по договоренности между Церквями Востока и Запада.
Но в 1582г. на смену ранее действовавшему юлианскому календарю пришёл грегорианский (названный по имени папы Римско-католической Церкви Григория XIII). С 1583г. папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской, в результате чего произошёл переход к более точным астрономическим датам - и католическая Пасха, в зависимости от года, стала праздноваться раньше иудейской или совпадать с ней и опережать православную Пасху в среднем на месяц.
С Любовью!
«Твори как Бог, Твори Творец! Твори Любовь, Твори Здоровье, Красоту Земную, Рисуй, Танцуй и Пой!!! Ты Творец !!!!» ( Из послания Архангела Михаила)
В первой трети X в. проводились попытки создать новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский, но эти стремления не увенчались успехом, и на московском совещании было принято решение, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по юлианскому календарю, а непереходящие – по тому календарю, которым живёт данная Церковь.
Сегодня юлианским календарем всецело пользуется только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники по новому стилю.
Празднование Пасхи и пасхальные традиции в современном мире
В современном мире празднику Пасхи предшествует семинедельный пост – как время покаяния и духовного очищения. После поста, в праздничное Воскресенье, начинается пасхальное богослужение, которое отличается от обычных церковных служб и структурой, и словами, которые на ней произносят.
Все верующие во время пасхальной службы стараются обязательно причаститься, а после окончания службы верующие «христосуются», то есть целуются при встрече и обмениваются словами: «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!»
Празднование Пасхи длится сорок дней – по количеству дней, сколько Христос являлся Своим ученикам, после чего вознёсся к Богу-Отцу. В течение этого времени, а особенно в первую неделю, самую торжественную, люди ходят друг к другу в гости, обмениваются куличами и крашеными яйцами.
Что же значат пасхальные атрибуты, использующиеся в праздновании Пасхи? Почему мы печём куличи, красим яйца, «христосуемся» и ждём благодатного огня? Сейчас мы рассмотрим самые основные пасхальные атрибуты и попытаемся ответить на все эти вопросы.
С Любовью!
«Твори как Бог, Твори Творец! Твори Любовь, Твори Здоровье, Красоту Земную, Рисуй, Танцуй и Пой!!! Ты Творец !!!!» ( Из послания Архангела Михаила)
Кулич является символом церковного артоса, то есть большого хлеба, на котором изображены терновый венок и крест или образ Воскресенья. Этот хлеб издревле считался символом победы Христа над смертью, апостолы во время трапезы всегда оставляли пустое место за столом в середине и клали на него хлеб, предназначенный Христу. С артосом связан даже церковный пасхальный обряд, выражающийся в том, что артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в конце пасхальной недели, в субботу, благословив, раздают верующим.
Крашеные яйца
Прежде всего, стоит сказать, почему яйцо. По преданию, Мария Магдалина, прибыв в Рим для проповедования Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо, так как на большее у неё просто не хватило денег.Во время подношения, проповедница сказала императору, что Христос воскрес из мёртвых, подобно цыплёнку, который вылупится из этого яйца.
А почему же крашеное? Дело в том, что император в ответ на такие слова Магдалины спросил: «Как может человек восстать из мёртвых? Это всё равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И тут же произошло чудо – яйцо превратилось из белого в красное, символизируя пролившуюся кровь Христа.
В России также принято катать пасхальные яйца по земле, чтобы она была плодородной.
Пасхальный огонь
Пасхальный огонь, символизирующий Свет Божий, просвещающий все народы после Христова воскресения, играет большую роль в пасхальном богослужении. Есть пасхальная традиция, согласно которой в Великую Субботу, накануне Пасхи, в Гробе Господнем появляется благодатный огонь, который впоследствии разносится по православным храмам для того, чтобы верующие могли зажечь от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём с собой и стараются поддерживать этот огонь весь год.
В дореволюционной России существовала, а на Западе до сих пор существует традиция разжигания на прихрамовой территории большого костра. Этот костёр является символом Света и Обновления, а также иногда его понимают как символ сожжения Иуды. Помимо этого, у пасхального костра есть ещё один смысл – возле него могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому его можно понимать как костёр, возле которого грелся Пётр.
Пасхальное приветствие(«христосование»)
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней у верующих принято «христосоваться», приветствуя друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», и троекратно целоваться. Эта пасхальная традиция идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».
С Любовью!
«Твори как Бог, Твори Творец! Твори Любовь, Твори Здоровье, Красоту Земную, Рисуй, Танцуй и Пой!!! Ты Творец !!!!» ( Из послания Архангела Михаила)
Юль, прочитала у тебя про горькие травы.....да ты знаешь...знакомый брал интервью у Архиепископа нашего Пантелеймона, так вот...он сказал, обязательно к ПАСХЕ НА СТОЛЕ - гоькие продукты: горчица, хрен....они и символизируют горечь. "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек для тебя -учитель"
Праздник Троицы берет свое начало от Ветхозаветного праздника Пятидесятницы, и даже еще раньше - от языческих праздников. В христианстве Троица является одним из двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Все эти великие праздники созданы в честь земной жизни Иисуса Христа и его матери - Богородицы. Праздник Святой Троицы считается по дате праздника Пасхи, от которой отсчитывается 49 дней, это количество кратно числу дней в неделе - семи, поэтому Троица выпадает всегда по Воскресеньям. Перед вознесением на небо Христос обещал своим ученикам-апостолам, что на них снизойдет Святой Дух. Это и случилось через 10 дней после Вознесения, ученики овладели всеми языками, чтобы проповедовать христианство по всему миру. Праздник Троица знаменует не только сошествие Святого Духа, но и присутствие в этом действии воли Небесного Творца и Его сына Христа.
У российских и украинских православных христиан на праздник Троицы существует ритуальный обычай украшать свои дома, жилье, церкви и даже дворы и дворовые пристройки живой зеленью. Чаще всего это веники с листвой - березовые, липовые и кленовые, всевозможные ароматные травы, полевые цветы.
Приметы и обряды Зеленой недели:
Этот праздник у крестьян был связан с кучей примет и обрядов. Главной приметой считалось, что до Троицы все должны были отсеяться и прекратить посадку в огородах. Так как после Троицы очень часто устанавливалась сухая жаркая погода, и что ни посади - уже не принималось, земля становилась сухой. Троица была для крестьян своеобразным переходом от посевной к уборочной. И первое, что начинали делать после Троицы - готовиться к сенокосу. Но прежде совершали ритуальные обряды, привлекающие дожди.
Чтобы спасти огороды и поля от засухи, крестьяне следовали традиции, уходившей корнями в язычество. Собираясь в храм, люди составляли из трав и цветов букеты, предварительно оплакивая их. Этот обычай заставлял их поверить в то, что орошенные слезами травы, принесенные в храм, смогут выпросить у бога необходимый полям дождь. Березовые ветви втыкались в землю, и три дня нельзя было их убирать, как и зелень в избе. Крестьяне по листьям березы определяли, какое будет лето: если березка быстро увядала и листья засыхали, то лето будет сухим. Если веточки оставались до последнего дня живыми, то лето может быть сырым и неудачным для заготовки сена.
Для украшения избы помимо почти всех деревьев традиционно применяли березу. А вот осину, вербу и крушину не привечали в этот праздник, некоторые отказывались и от лещины. Верба была священным растением вербного воскресенья, осина считалась предательским иудиным деревом, а крушина - деревом, из которого был изготовлен крест для распятия. А травы несли в дом неспроста: они играли обрядовую роль, о которой чуть ниже... «Твори как Бог, Твори Творец! Твори Любовь, Твори Здоровье, Красоту Земную, Рисуй, Танцуй и Пой!!! Ты Творец !!!!» ( Из послания Архангела Михаила)
Сообщение отредактировал Madam-131 - Суббота, 11.06.2011, 18:07
Взгляни на небушко, дитя! Там солнышко сияет И всех на свете, и тебя Лучами согревает! Вот так и Бог Нам шлет с небес Любовь Свою и милость: Не перечесть всех тех чудес, Что на земле случились! Бог, как и солнце, Он - един, Но в трех сияет лицах: Отец и Дух Святой, и Сын - Им все животворится! Отец - светило ниспослал Лучом нам Бога - Сына, Чтоб грешников Он согревал, Чтоб мрак их просветил Он. Когда Спаситель наш воскрес, К Отцу вознесся в Славе, Спустился Дух Святой с небес - Утешить и наставить: Наставить в истинном пути, Согреть людские души, Помочь им веру обрести И тьму греха разрушить! Пречистый Свет Свой источая Всем, кто усердно молится, Благословляет и спасает, Дитя, Святая Троица! «Твори как Бог, Твори Творец! Твори Любовь, Твори Здоровье, Красоту Земную, Рисуй, Танцуй и Пой!!! Ты Творец !!!!» ( Из послания Архангела Михаила)
Сообщение отредактировал Madam-131 - Суббота, 11.06.2011, 18:24
Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения у восточных и западных славян. Отмечается в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Финляндии. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX—XXI веках), так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов XIX века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина". В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
Праздник Ивана Купалы был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля все отмечали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала.
Тип народный также Иванов день, Иван Травник Отмечается восточными и западными славянами Дата 24 июня (7 июля по новому стилю) Празднование народные гуляния Традиции жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки Связан с Летнее солнцестояние, Рождество Иоанна Предтечи «Твори как Бог, Твори Творец! Твори Любовь, Твори Здоровье, Красоту Земную, Рисуй, Танцуй и Пой!!! Ты Творец !!!!» ( Из послания Архангела Михаила)
Сообщение отредактировал Madam-131 - Четверг, 07.07.2011, 20:03
Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.
Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю).
Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «Со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения.
В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. На стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Крещенский Сочельник – канун Крещения (Богоявления), который проводят в строгом посте – едят сочни с ягодами, лепешки, постные пироги.
18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния.
Существует поверье, что в богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается: о чем открытому небу помолишься, то и сбудется. В памяти народной хранится немало крещенских обычаев и традиций. День праздника расписан чуть ли не по часам – когда что есть, когда гулять, когда отдыхать. И все имеет глубинный смысл, все полезно душе и телу. Врачи в ужасе: китаянка вырастила ... Ее вес составил примерно 50 ... Врачи были ШОКИРОВАНЫ тем, кого ... В Китае появился на свет... Дети - модели: зрелище не для ... Родители издеваются над своими детьми Оксане Марченко это уже не ... Оксана Марченко
Поставьте в ночь с 18 на 19 января на стол серебряную чашу (или любую другую емкость из этого драгоценного металла). Наполните ее водой. Ровно в полночь вода начнет колыхаться, как бы повторяя момент крещения Иисуса. С этой минуты, по народному поверью, вода становится целебной и будет долгое время помогать от недугов, страхов, стрессов, если пить ее или умываться ею.
Крещенские снег и лед, собранные в крещенскую ночь с чистого поля, считаются священными. Если сохранить их в морозильной камере холодильника, они сослужат полезную службу. Этим снегом обтирают больных, и те чувствуют облегчение: отступает боль, нездоровая кожа очищается, в душу вселяется покой.
Закаленные и просто смелые люди используют день Крещения, чтобы непременно окунуться в прорубь. Даже в неосвященной проруби 19 января вода становится лечебной.
18 января хозяйки по обычаю пекут обрядовое печенье – кресты. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой.
Должны быть и особенные печеньица – именные. Мать семейства, когда раскатывает тесто и формует его, помечает некоторые мучные изделия только ей ведомым значком. Для себя изюминкой, для мужа – маком, для сына – анисом, для дочки – тмином или просто выдавливает ножом первую букву имени. Эти символы, вынутые из духовки, рассказывают, какой жизненный крест придется нести в наступившем году всем членам семьи.
Хорошо пропеченный желто-розовый крест сулит здоровье, успехи, благополучие. У того, кому выпадает такой крестик, можно потом весь год искать заступничества, сочувствия, совета. Печенье с трещинами и надломами предрекает трудности, перемены в судьбе. А вот горелый или непропекшийся крест обещает болезни, душевные травмы, печаль.
Эти последние кресты есть нельзя. Их надо отнести на улицу и скормить птицам. Небесные создания, по приметам, помогают избыть горе. Домочадцы, которым предназначаются неудачливые печенья, не должны ничего знать о плохом предзнаменовании. Они угощаются румяными запасными крестами с дополнительного противня, поэтому настроение ни у кого в праздник не портится.
Найдите предлог, чтобы 19 января побывать на воздухе, пропитаться крещенским морозцем, дарующим молодость и энергию. Всем необходимо совершить посильный подвиг: оторваться от стола с яствами и хоть полчаса погулять по улице, как требует народный обычай.
В ночь с 18 на 19 января православные христиане во всем мире отмечают один из самых чтимых своих праздников – Крещение Господне, называемый также Богоявление. КОГДА НАБИРАТЬ ВОДУ?Итак, если вас замучили недуги, запаситесь целебной крещенской водой. Эта вода, набранная в ночь с 18-го на 19 января, с 0 часов 10 минут до 1 часа 30 минут или чуть позже, испокон века считалась чудотворной. В это время «открывается небо» и молитва, обращенная к Богу, будет услышана.Наши бабушки и дедушки использовали ее для лечения, очищения, изгнания злых духов и дурных мыслей, брызгали 8 лицо человеку или по углам дома.Хотите проверить? Это нетрудно. Только постарайтесь все точно сделать по правилам, бережно хранимым в народной памяти.ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫВ сочельник, 18 января, нельзя ничего есть до появления в небе первых звезд. Пейте только чистую воду, старайтесь провести весь день тихо и спокойно, не раздражаясь, не вступая в конфликты, наведите чистоту и порядок в доме. Вечером, после первой звезды, можно и поужинать. Подготовьте стеклянную посуду с крышками, например 3-литровые банки или бутылки. Тщательно простерилизуйте их.После 0 часов 10 минут наполните эту посуду водой из колодца, родника или другого чистого источника. Можно и просто из-под крана.
Желательно пропустить ее через очистительный фильтр, но это не обязательное условие. Наберите не менее 3 литров и закройте банки крышками.Хранить крещенскую воду лучше в темном прохладном месте. И если в дальнейшем по каким-то причинам вы захотите вылить эту воду, то ни в коем случае не выливайте в унитаз или в раковину.Разбавьте простой водой и уж тогда выливайте или полейте растения (кстати, замечено, что неразбавленная крещенская вода по-разному влияет на растения: одни расцветают, другие, наоборот, погибают Поэтому лучше не рисковать и действовать осмотрительно).КАК ПРИНИМАТЬ ВАННУ?В эту ночь облейтесь три раза крещенской водой или примите ванну. В период с 0 часов 10 минут до 1 часа 30 минут наполните ванну холодной водой из-под крана. Перекрестите воду и себя по три раза, прочитайте молитву и стукните кулаком правой руки по груди три раза, чтобы вызвать вибрацию тела, гармонирующую с вибрациями воды.Затем без вскрикиваний и шума сядьте в ванну и три раза окунитесь с головой, каждый раз ударяя по груди.Молча выйдите из ванны (если искупаться в крещенской воде захочет еще кто-то из ваших домочадцев, наберите в ванну новую воду).Сразу не вытирайтесь, пусть вода впитается в кожу. В это время проведите самомассаж или энергично постукивайте пальцами по всему телу от макушки до пяток. Затем наденьте теплую одежду, белье, носки, все новое и уже обязательно выстиранное и выглаженное. Выпейте травяной чай с медом.«КИПИТ» ЛИ ВАША ВОДА?Вас пугает холодная вода? Боитесь простуды? Туда разбавьте холодную крещенскую воду горячей до той температуры, которую можете выдержать. Дети и пожилые люди могут принять теплую ванну не ночью, а днем, но воду все равно нужно набрать в период с 0 часов 10 минут до 1 часа 30 минут.Во время купания обратите внимание, как ведет себя вода в ванной. Если при погружении в нее вода будет «кипеть» или пойдут пузырьки, значит, процесс очищения идет очень активно, снимается сглаз, выходит негативная энергия.СКОЛЬКО ХРАНИТЬ ВОДУ?Крещенской водой, сохраняемой в стеклянной посуде, можно пользоваться в течение года и даже. Это очень сильная энергетическая вода, поэтому пить ее постоянно не рекомендуется. А вот принимать как лекарство, если вы нездоровы, добавлять в ванну (от одной чайной ложки до одного стакана на ванну), полоскать рот, умываться, сбрызгивать лицо, глаза, все тело - очень полезно.Напоминаю: вытираться не нужно. Для очищения жилища брызгают крещенской водой по углам комнат, а затем небольшую часть воды наливают в стеклянный сосуд, не закрывая крышкой, и оставляют в помещении.
Светлой Пасхе у православных всего мира предшествует еще один важный праздник – Вход Господень в Иерусалим. Христос вошел в город верхом на осле – животном, символизирующем мир. Вошел, чтобы умереть страшной смертью от рук человеческих. Но это случится несколько позднее, а пока ликующий народ встречал его, как царя. Путь Спасителя горожане устилали своими одеждами и ветками пальмы.
Пальмовые ветви символизируют победу. И Христа жители принимали, как Царя – победителя смерти: за несколько дней до входа в город он совершил чудо воскресения, вернув из мертвых своего возлюбленного друга Лазаря.
Пройдет всего несколько дней, и Иисус будет распят на кресте на горе Голгофе. В те годы в Иудее адвокатов не было, поэтому в роли защитника выступал Первосвященник. Но и он решил, что будет лучше, если кто-то один умрет ради спасения всего народа.
Вход Господень в Иерусалим стал отмечаться христианской церковью как большой праздник с IV века, на Руси – с X-го. Западные христиане дали празднику второе название: Пальмовое воскресенье. На Руси же пальмы никогда не росли, поэтому у православных таким символом стала верба.
Верба на Руси Славяне использовали ветки этого дерева в разных обрядах. Так, перед началом важного дела нужно было съесть несколько почек, чтобы оно прошло успешно. В первый выгон на пастбища скот погоняли вербными ветками, чтобы уберечь его от хищников и воров. В первую борозду, начиная пахоту, непременно втыкали веточку вербы, ее же привязывали к веткам плодовых деревьев, обязательно втыкали под ягодниками. Считалось, что животворное дерево поможет им принести хороший урожай.
Почему именно это растение? В качестве замены пальме вербу выбрали по нескольким причинам:
это растение распускается и расцветает одной из первых; верба является символом пробуждения жизни; славяне издавна знали о целебности вербы и верили в ее магические и животворные свойства, защиту от порчи и сглаза. Символ победы Спасителя над злом Поэтому верба стала теперь символизировать не только радость возрождения жизни и весны, но и чудо Божественного воскресения. Приходя в храм с ветками вербы в руках, верующие словно подражают толпе, которая приветствовала ветками пальмы входящего в город Спасителя.
На всенощное бдение в ночь под этот двунадесятый православный праздник вербные веточки приносят в храмы для освящения. После чего они хранятся целый год, украшая дома и иконы.
Существует поверье, что для этих целей нельзя ломать ветки с деревьев, в которых устроены дупла или есть гнезда, а также с тех, что растут возле кладбищ.
Другие названия праздника Кроме привычного нам названия «Вербное воскресенье» у этого важного христианского праздника существует немало и других, менее известных. В их числе и Вербохлёст, и Цветоносное воскресенье, и такое, казалось бы, загадочное название, как Неделя Ваий. На самом же деле ничего таинственного в нем нет: непонятное слово «вайя» обозначает те самые ветви финиковой пальмы, что были в руках у горожан, встречающих Спасителя.
Позднее словом «вайя» стали называть и освященные ветки вербы.
Это интересно с XVI века в Русской Православной Церкви появилась традиция праздновать Вербное воскресенье очень торжественно. В этот день Патриарх, держа в руках Евангелие и крест, верхом на осле, в сопровождении хора ехал по городу. Осла же под уздцы вел кто-то из знати или даже сам царь.
Со времен правления Петра I подобное празднование было отменено.
Ныне Вербное воскресенье собирает в разных странах мира миллионы верующих. И это является ярким свидетельством того, что праздник служит укреплению веры и духа христиан.